Когда мы с восторгом говорим о качестве импортных машин, оборудования, инструментов, подразумевая при этом «естественную» слабость российских производителей, и благоговеем перед очередным достижением немецкой и японской мысли, то забываем, что и у нас в Отечестве есть, чем гордиться.
И нам неоднократно приходилось слышать, что , мол, ваши инструменты имеют значительно меньшую стойкость относительно шведских, корейских, израильских и прочих. Часто такая информация имеет недостоверный источник и носит совершенно необоснованный характер.
И когда этому недоверчивому специалисту мы рассказываем о технологической реконструкции нашего предприятия, о технических возможностях изделий ОАО «Кировградский завод твердых сплавов» и о результатах сравнительных испытаний нашей и импортной продукции, то мнение меняется.
Некоторые инструменты, такие как грейдерные ножи с твердым сплавом, мы постоянно экспортируем в скандинавские страны, где они пользуются устойчивым спросом. 90 процентов таких изделий отгружается в страны Европы. Отечественные потребители берут очень мало такой продукции. Говорят, что дорого. Но те предприятия, которые попробовали ножи на очистке и ремонте дорог, сразу увидели их преимущества. Режущая кромка ножа выполнена из твердосплавных пластин. Пластины изготовлены из специального твердого сплава, в основе которого – карбид вольфрама – соединение тугоплавкого металла вольфрама и углерода. |
Карбид вольфрама обладает уникальными свойствами, его износостойкость близка к износостойкости алмаза. Изделием из твердого сплава очень просто можно нанести риску на стекле. Твердосплавными пластинами режут сталь, чугун, цветные металлы.
Первые результаты эксплуатации грейдерных ножей показали их хорошую эффективность. Сейчас ясно, что одним комплектом ножей , установленным на отвал , можно очистить от снега и наледи не менее 2000 километров дороги с асфальтобетонным покрытием. Мы работаем над различными конструкциями грейдерных ножей. Среди них – новые облегченные ножи, которые явно заинтересуют специалистов.
Другое направление — выпуск специальных резцов для фрезерования дорожного покрытия. Рынок дорожных резцов заполнен изделиями зарубежных производителей. Немецкая фирма «Виртген» является основным производителем машин для фрезерования и активно поставляет на рынок России дорожные фрезы. Одновременно «Виртген» обеспечивает эксплуатацию машин всеми расходными материалами, в-частности, резцами немецкой же фирмы «Бетек».
Наше предприятие производит резцы, конструкции которых позволяет устанавливать их на фрезы «Виртген». Специалисты «Бетека» отслеживают свойства резцов конкурентов и проверяют в том числе и наши изделия. Представители компании признают возросшее за последние год-два качество наших твердых сплавов. И эта оценка объективна. Новые технические возможности появились после кардинальной реконструкции производства. Почти все технологические операции, а их достаточно много, производятся на современном оборудовании, с применением передовых технологий. | |
Инженер ОАО «Кировградский завод твердых сплавов» Дмитрий Верещагин и машинист дорожной фрезы «Свердловскавтодора» Михаил Осокин обсуждают результаты испытаний дорожных резцов. |
Несколько неожиданным для нас оказался спрос на специальные резцы, предназначенные для бурения различных скважин. Современные объекты олимпийского строительства в Сочи, газопровода «Северный поток» и многие другие сооружаются с широким применением фундаментов из свай. Строительство фундаментов, подпорных стен с использованием буронабивных свай имеет ряд преимуществ: низкий уровень шума, существенное сокращение сроков строительства и отсутствие динамических воздействий на окружающие постройки, что актуально как при строительстве в сложных геологических условиях, так и при плотной городской застройке. |
Стержневой резцовый инструмент для строительных и горных работ должен обладать высокой статической и усталостной прочностью. Поэтому при изготовлении державки резца применяют высококачественные стали, легированные хромом и марганцем, проводят термообработку и придают оптимальную геометрическую форму. Непосредственно воздействует на разрушаемый материал твердосплавная вставка (пластина, зубок), обычно припаянная к головке резца. Пайку проводят с использованием припоя по отработанной технологии, что обеспечивает надёжное закрепление твёрдого сплава в державке. Оригинальность конструкции и повышенные эксплуатационные свойства резца заключаются в его вращении в кулаке (резцедержателе), который устанавливается на рабочий орган машины. Поэтому часто резцы называют поворотными. Такая конструкция позволяет резцу работать надежно и длительно в режиме самозатачивания, без частой замены инструмента.
Оказалось, что использование наших резцов позволяет значительно снизить затраты при производстве буровых работ. При этом качественные характеристики: износостойкость, твердость, прочность, и в этом убедились наши потребители, полностью соответствуют их требованиям. Мы не получили ни одной претензии по качеству резцов.
Развивающееся направление применения резцов, которое часто связано с дорожным строительством, – горизонтально направленное бурение. Резцы для расширителей установок ГНБ — относительно новый вид нашей продукции . Но по мере развития услуг по прокладке коммуникаций бестраншейным способом к этим резцам все больше проявляется интерес. В этом мы убедились, приняв участие в выставке «Строительная техника и технологии 2010» в Москве. |
Оказалось, что в России появилось очень много организаций, которые предлагают в качестве услуг прокладку бестраншейных коммуникаций. В 2010 году спрос на поворотные резцы ОАО «Кировградский завод твердых сплавов» устойчиво растет. Поэтому руководством завода принято решение оснастить производство резцов современным металлообрабатывающим оборудованием. Качество изделий от этого должно только улучшиться.
Ведущий специалист ОАО «Кировградский завод твердых сплавов» Ю.М.Лопатин